воскресенье, 28 июля 2013 г.

Жигули



Вообще-то Жигули это разговорное название Жигулевских гор, расположенных в окрестностях города Тольятти. А уже потом это имя дал Волжский автозавод своему семейству автомобилей ВАЗ-2101—2107. Правда, выяснилось, что на экспортных рынках ряда европейских стран это название было созвучно с не очень приятным словом «жиголо», то есть платный партнёр для танцев в ночных ресторанах, клубах или мужчина, предоставляющий услуги мужской проституции, а в Венгрии оно вообще звучало как матерное. Поэтому пришлось экспортные Жигули переименовать в LADA.
Первый автомобиль Жигули ВАЗ-2101, в просторечии «копейка», являлся лицензионной копией Fiat 124 модели 1966 года с 1,2-литровым двигателем и отделкой салона начального уровня. Эта «копейка» и стала прародительницей так называемого «классического» семейства автомобилей ВАЗ.
Конструкция Фиата была доработана для отечественных условий — увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов, задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению и долговечные, добавлена пусковая рукоятка двигателя (так называемый «кривой стартер»). Снаружи слева появилось наружное зеркало заднего вида, ручки дверей стали утопленными и менее травмоопасными. Была также существенно переработана конструкция. Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего в конструкцию машины было внесено более 800 изменений, как итальянской, так и советской сторонами. Правда, по признанию специалистов ВАЗа основная масса работ по проекту всё же была произведена иностранными партнерами.
Массово выпускаемыми вариантами «копейки» были первоначальный ВАЗ-2101 1970-го года с двигателем 1,2 л, так называемая «одиннадцатая» ВАЗ-21011 образца 1974-го года с двигателем 1,3 л и некоторыми изменениями во внешнем оформлении, а также ВАЗ-21013 1977-го года аналогичный внешне ВАЗ-21011, но с двигателем 1,2 л. На базе «копейки» также был создан универсал ВАЗ-2102. Первая «Двойка» сошла с конвейера в 1971-м году, уступив в 1985-м место «Четвёрке» ВАЗ-2104, производство которой началось в 1984 году. В 1972 году в производство была запущена более мощная по сравнению с ВАЗ-2101 версия «Жигулей» — ВАЗ-2103. Базовый 72-сильный двигатель «Тройки» позволял достичь скорости в 100 км/ч за 17 секунд. Значительно поменялась отделка салона. Пространство над головой увеличилось на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составило 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и тахометр, была полностью изменена. Введены дополнительные пластиковые накладки, благодаря чему в салоне практически не осталось неприкрытого «голого» металла. В 1976-м на АвтоВАЗе появилась «Шестерка» ВАЗ-2106. Для этого автомобиля был подготовлен двигатель увеличенного рабочего объёма (1,57 л.), показавший на 20% больший крутящий момент, чем у «троечного» мотора. За время производства «Шестерки» в нее неоднократно вносились различные мелкие изменения. Существовали следующие модификации автомобиля:
-        ВАЗ-2106 или Lada 1600 с мотором 1569 см³, 4-ступенчатой коробкой передач, карбюраторами «Вебер» и с 1980-го года «Озон». Праворульная называлась ВАЗ-21062.
-        ВАЗ-21061 или Lada 1500L с мотором ВАЗ-2103 1452 см³. С правым рулем – ВАЗ-21064.
-        ВАЗ-21063 или Lada 1300SL с мотором ВАЗ-21011 объёмом 1294 см³. Эта модификация, выпускавшаяся с 1979 по 1994 гг., оснащалась, в отличие от прочих, системой выпуска отработавших газов с одним резонатором вместо двух. Версия с правым рулём носила – ВАЗ-21066.
-        ВАЗ-21065 и ВАЗ-21065-01 выпускались с 1993 по 2000 г. и оснащались соответственно моторами 2106 и 2103, отличаясь от базовой модели алюминиевыми бамперами, более мощным генератором, пятиступенчатой коробкой передач, редуктором заднего моста с передаточным числом 3,9, бесконтактной системой зажигания, карбюратором «Солекс», штатным электрообогревом заднего стекла, задним противотуманным фонарём и галогенными фарами. На экспорт шли версии с улучшенной отделкой, передними бамперами со встроенными подфарниками и некоторыми изменениями в схеме электрооборудования.
-        ВАЗ-21067 версия, выпускавшаяся Ижевским автозаводом и оснащённая инжекторным двигателем ВАЗ-21067-20.
В 1980 году был запущен в серию седан ВАЗ-2105, на базе которого в 1982-м году появился «люксовый» седан ВАЗ-2107, а в 1985-м – универсал ВАЗ-2104. Существовали следующие модификации «пятерки»:
-        ВАЗ-2105 – с карбюраторным двигателем ВАЗ-2105 объемом 1,29 л, мощностью 63,6 л.с. и 4-ступенчатой коробкой.
-        ВАЗ-21050 – с таким же мотором ВАЗ-210, но 5-ступенчатой коробкой.
-        ВАЗ-21051 — с карбюраторным двигателем ВАЗ-2101 объемом 1,2 л, мощностью 58,7 л.с. и 4-ступенчатой КПП.
-        ВАЗ-21053 — с карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 объемом 1,45 л, мощностью 71,4 л.с. и «пятиступкой».
-        ВАЗ-21053-20 — с моновпрысковым мотором ВАЗ-2104 категории Евро-2 объемом 1,45 л, мощностью 71,4 л.с. и пятиступенчатой коробкой.
-        ВАЗ-21054-30 — двигатель ВАЗ-21067 категории Евро-3 с распределённым впрыском объемом 1,57 л, мощностью 72 л.с. и коробкой с пятью передачами.
В 2009-м году в серийном производстве на АвтоВАЗе была только модификация ВАЗ-21054-30-010 с двигателем Евро-3 ВАЗ-21067 с распределённым впрыском.
И, наконец, «флагман» жигулевского «классического» семейства – ВАЗ-2107. «Семерка» имела некоторые отличия от предшествующей «Пятерки»:
·         более мощный (76 л.с.) 1,6-литровый мотор;
·         частично хромированная радиаторная решетка большей площади;
·         немного были изменены задние фонари;
·         передние кресла с подголовниками;
·         в приборную панель добавлен спидометр с оцифровкой до 180 км/ч и указатель давления масла;
·         добавлены дефлекторы холодного воздуха в центре «торпедо»;
·         немного изменилась форма капота и крышки багажного отделения;
·         иная схема электрооборудования.
В наши дни автомобили «классического» семейства сняты с производства. Их место бюджетного «вазовского» автомобиля заняла Lada Granta.

Комментариев нет:

Отправить комментарий