Вообще-то Жигули это разговорное
название Жигулевских гор, расположенных в окрестностях города Тольятти. А уже
потом это имя дал Волжский автозавод своему семейству автомобилей
ВАЗ-2101—2107. Правда, выяснилось, что на экспортных рынках ряда европейских
стран это название было созвучно с не очень приятным словом «жиголо», то есть платный
партнёр для танцев в ночных ресторанах, клубах или мужчина, предоставляющий
услуги мужской проституции, а в Венгрии оно вообще звучало как матерное.
Поэтому пришлось экспортные Жигули переименовать в LADA.
Первый автомобиль Жигули ВАЗ-2101, в
просторечии «копейка», являлся лицензионной копией Fiat 124 модели 1966 года с
1,2-литровым двигателем и отделкой салона начального уровня. Эта «копейка» и
стала прародительницей так называемого «классического» семейства автомобилей
ВАЗ.
Конструкция Фиата была доработана для
отечественных условий — увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов,
задние дисковые тормоза заменены на барабанные как более стойкие к загрязнению и
долговечные, добавлена пусковая рукоятка двигателя (так называемый «кривой
стартер»). Снаружи слева появилось наружное зеркало заднего вида, ручки дверей
стали утопленными и менее травмоопасными. Была также существенно переработана
конструкция. Масса автомобиля увеличилась на 90 кг. Всего в конструкцию машины
было внесено более 800 изменений, как итальянской, так и советской сторонами.
Правда, по признанию специалистов ВАЗа основная масса работ по проекту всё же
была произведена иностранными партнерами.
Массово выпускаемыми вариантами
«копейки» были первоначальный ВАЗ-2101 1970-го года с двигателем 1,2 л, так
называемая «одиннадцатая» ВАЗ-21011 образца 1974-го года с двигателем 1,3 л и некоторыми
изменениями во внешнем оформлении, а также ВАЗ-21013 1977-го года аналогичный
внешне ВАЗ-21011, но с двигателем 1,2 л. На базе «копейки» также был создан
универсал ВАЗ-2102. Первая «Двойка» сошла с конвейера в 1971-м году, уступив в
1985-м место «Четвёрке» ВАЗ-2104, производство которой началось в 1984 году. В
1972 году в производство была запущена более мощная по сравнению с ВАЗ-2101
версия «Жигулей» — ВАЗ-2103. Базовый 72-сильный двигатель «Тройки» позволял
достичь скорости в 100 км/ч за 17 секунд. Значительно поменялась отделка салона.
Пространство над головой увеличилось на 15 мм, а расстояние от потолка до
сидения составило 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и
тахометр, была полностью изменена. Введены дополнительные пластиковые накладки,
благодаря чему в салоне практически не осталось неприкрытого «голого» металла.
В 1976-м на АвтоВАЗе появилась «Шестерка» ВАЗ-2106. Для этого автомобиля был
подготовлен двигатель увеличенного рабочего объёма (1,57 л.), показавший на 20%
больший крутящий момент, чем у «троечного» мотора. За время производства «Шестерки»
в нее неоднократно вносились различные мелкие изменения. Существовали следующие
модификации автомобиля:
-
ВАЗ-2106
или Lada 1600 с мотором 1569 см³, 4-ступенчатой коробкой передач, карбюраторами
«Вебер» и с 1980-го года «Озон». Праворульная называлась ВАЗ-21062.
-
ВАЗ-21061
или Lada 1500L с мотором ВАЗ-2103 1452 см³. С правым рулем – ВАЗ-21064.
-
ВАЗ-21063
или Lada 1300SL с мотором ВАЗ-21011 объёмом 1294 см³. Эта модификация,
выпускавшаяся с 1979 по 1994 гг., оснащалась, в отличие от прочих, системой
выпуска отработавших газов с одним резонатором вместо двух. Версия с правым
рулём носила – ВАЗ-21066.
-
ВАЗ-21065
и ВАЗ-21065-01 выпускались с 1993 по 2000 г. и оснащались соответственно
моторами 2106 и 2103, отличаясь от базовой модели алюминиевыми бамперами, более
мощным генератором, пятиступенчатой коробкой передач, редуктором заднего моста
с передаточным числом 3,9, бесконтактной системой зажигания, карбюратором
«Солекс», штатным электрообогревом заднего стекла, задним противотуманным фонарём
и галогенными фарами. На экспорт шли версии с улучшенной отделкой, передними
бамперами со встроенными подфарниками и некоторыми изменениями в схеме
электрооборудования.
-
ВАЗ-21067
версия, выпускавшаяся Ижевским автозаводом и оснащённая инжекторным двигателем
ВАЗ-21067-20.
В 1980 году был запущен в серию седан ВАЗ-2105,
на базе которого в 1982-м году появился «люксовый» седан ВАЗ-2107, а в 1985-м –
универсал ВАЗ-2104. Существовали следующие модификации «пятерки»:
-
ВАЗ-2105
– с карбюраторным двигателем ВАЗ-2105 объемом 1,29 л, мощностью 63,6 л.с. и
4-ступенчатой коробкой.
-
ВАЗ-21050
– с таким же мотором ВАЗ-210, но 5-ступенчатой коробкой.
-
ВАЗ-21051
— с карбюраторным двигателем ВАЗ-2101 объемом 1,2 л, мощностью 58,7 л.с. и 4-ступенчатой
КПП.
-
ВАЗ-21053
— с карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 объемом 1,45 л, мощностью 71,4 л.с. и «пятиступкой».
-
ВАЗ-21053-20
— с моновпрысковым мотором ВАЗ-2104 категории Евро-2 объемом 1,45 л, мощностью
71,4 л.с. и пятиступенчатой коробкой.
-
ВАЗ-21054-30
— двигатель ВАЗ-21067 категории Евро-3 с распределённым впрыском объемом 1,57
л, мощностью 72 л.с. и коробкой с пятью передачами.
В 2009-м году в серийном производстве на
АвтоВАЗе была только модификация ВАЗ-21054-30-010 с двигателем Евро-3 ВАЗ-21067
с распределённым впрыском.
И, наконец, «флагман» жигулевского «классического»
семейства – ВАЗ-2107. «Семерка» имела некоторые отличия от предшествующей
«Пятерки»:
·
более
мощный (76 л.с.) 1,6-литровый мотор;
·
частично
хромированная радиаторная решетка большей площади;
·
немного
были изменены задние фонари;
·
передние
кресла с подголовниками;
·
в
приборную панель добавлен спидометр с оцифровкой до 180 км/ч и указатель
давления масла;
·
добавлены
дефлекторы холодного воздуха в центре «торпедо»;
·
немного
изменилась форма капота и крышки багажного отделения;
В наши дни автомобили «классического»
семейства сняты с производства. Их место бюджетного «вазовского» автомобиля
заняла Lada Granta.
Комментариев нет:
Отправить комментарий